Sunnyfields Cattery

Горизонтальное обучение как способ профессионального роста и непрерывного образования педагогов


Профессиональное развитие учителей начальной школы и их методическое сопровождение является одним из самых приоритетных направлений в работе заместителя директора по учебно-воспитательной работе, так как от качества образования в начальной ступени зависит, насколько успешно учащиеся будут обучаться в основной и старшей школе. В связи с этим в школе ведется системная работа по профессиональному развитию педагогов. Несколько лет назад начали использовать кураторскую методику. На сегодняшний день практика претерпела изменения. В связи с обновлением коллектива учителей начальных классов стоит задача не только профессионального развития, повышения качества обучения, но и создать в коллективе благоприятную психологическую атмосферу, способствующую эффективному взаимодействию.
Управленческой командой школы было принято решение организовать внутришкольное повышение квалификации, где у каждого учителя будет возможность включиться в активную деятельность, взаимодействовать с коллегами в благоприятной психологической обстановке.
Целью организации горизонтального обучения педагогов является изменение позиции педагога с пассивного потребителя и исполнителя на активного участника процесса своего собственного профессионального развития.
Отличительной чертой системы горизонтального обучения педагогов в нашей школе является взаимодействие учителей начальных классов в парах, совместной работе двух равных педагогов. Один из них может иметь больший опыт, но работают они одинаково, права равны. Ведь ни для кого не секрет, что совместное решение проблем, коллективный опыт скорее приведет к желаемым результатам. В целом, идея заключается в том, что два человека находят решение быстрее, чем один.
Горизонтальное обучение организуем следующим образом:
1. В начале года (в сентябре) посещение уроков всех учителей начальных классов с последующим анализом и определением проблемных зон, дефицитов или профицитов (с каждым учителем индивидуально проговариваем все сильные стороны проведенного урока, отмечаю все, даже незначительные положительные моменты, выражаю похвалу за организованную деятельность, при этом вывожу педагога на осознание своей проблемы);
2. Формирование пар учителей (в октябре), для продуктивной работы, с учётом межличностных взаимоотношений учителей, которые могут друг у друга учиться, обмениваться педагогическим опытом, отрабатывать технологии. Каждая пара педагогов совместно со мной определяет и конкретизирует тему/направление совместной деятельности и планируемые результаты.
3. Разработка листа наблюдений с каждой парой по отслеживанию определенного аспекта урока относительно выбранной темы/направления Лист наблюдений является подсказкой, на которую ориентируются педагоги при проектировании урока и инструментом для проведения анализа урока. Листы наблюдений при необходимости корректируются, дополняются необходимой информацией.
4. Определение даты взаимопосещения уроков (алгоритм действий: пары учителей просматривают расписание уроков, определяют дату, осуществляют выбор учебного предмета, разрабатывают урок индивидуально или совместно, посещают уроки друг у друга).
5. Обсуждение проведённых уроков с заместителем директора по УВР. Задача организовать продуктивное обсуждение каждой пары учителей, обеспечить их психологическую безопасность. Педагоги анализируют урок по очереди, начинает тот, кто первым посетил урок. Выслушав первого учителя, начинает говорить второй тот, который проводил урок. Он дополняет первого, проговаривает относительно выбранной темы/направления, что получилось реализовать на практике и какие возникли трудности. Затем обсуждается второй урок по такой же схеме. В ходе анализа уроков, задаются уточняющие вопросы, акцентируется внимание на выборе приемов, способов и методов, которые работают на повышение качества. При обсуждении уроков обязательное условие - это понимание, анализ и размышление над тем, что мы делаем и зачем, как это влияет на результат.
6. Далее с парой педагогов принимаем решение:
- Продолжить работу над той же задачей, тогда обсуждаем варианты работы на усиление/отработку навыков у педагогов и составляем новый план действий;
- Поделиться опытом работы на ШМО учителей начальных классах, педсовете.
- Если поставленная задача была решена и планируемые результаты достигнуты, переходим к решению новой задачи, при желании состав пары меняется.
Каковы же результаты данной практики?
Данный формат работы позволяет не только профессионально развиваться, но и повышает самооценку учителя, в процессе совместной работы происходит сплочение коллектива, повышается качество образовательного процесса (совершенствование урока).
Задачи на перспективу
Продолжить практику горизонтального обучения в парах
Апробировать модель горизонтального обучения – «взаимодействие двух пар педагогов»
Использовать в практике горизонтального обучения систему ЦОР для организации образовательного процесса.


  


План работы 2020-2025

Практика. Способы выстраивания горизонтального обучения педагогов

Презентация. Способы выстраивания горизонтального обучения педагогов

2020-2021 учебный год

2021-2022 учебный год

2022-2023 учебный год

Вход на сайт
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Сделать бесплатный сайт с uCoz