Sunnyfields Cattery

Неугомонная душа

Настоящий педагог – это человек с огоньком внутри, который зажигает детей своими идеями и делами, а не просто даёт знания

Таким педагогом, безусловно, является Ирина Егоровна Семёнова, её стаж работы в образовательных учреждениях составляет больше 35 лет. Но не это главное. Везде, где она работала, кипела творческая жизнь, генерировались и воплощались интересные, как сейчас принято говорить, креативные идеи, создавались новые кружки по интересам, зачастую за свою инициативность страдала и она сама, но спустя какое-то время неугомонная натура брала верх, и творческая работа с огоньком продолжалась.

Начало пути

- Примером истинного педагога для меня стала моя мама, Любовь Борисовна Медведева, учитель математики, 14 лет руководившая Симоновской школой. Поэтому выбор после школы для меня был однозначен – пединститут, - начала свой рассказ Ирина Егоровна. – Год по его окончании я работала директором Дома Пионеров, тогда одним из направлений работы был туризм, ребята учились ориентироваться на местности, разбивать палатки, разжигать костры, вязать узлы, и многое другое. Вместе с учителем физкультуры К.И. Левченко, а на второй год с директором Бычковской школы М.Я. Гудковым возила туристические команды Большеулуйской и, соответственно, Бычковской школ на краевой туристический слёт. Неделю жили в палатках, показывали свои умения в соревнованиях с другими командами – ориентировались по карте и компасу, организовывали переправу через водные препятствия. В нашей команде были Толик Панков, Сергей Коношонок, Ольга Курбатова, Дима Попов, Витя Середа, Вадик Конев, Ира Стафеева.

Спустя год активного молодого педагога назначили третьим секретарём райкома комсомола. Основной обязанностью секретарей был контроль над работой пионерских и комсомольских организаций, а их в районе было много. И если пионерские организации существовали только в школах, то комсомольские ячейки – на каждом предприятии, а их в советское время было в разы больше, чем сейчас.

- Помню, как к Дню Победы райком организовывал комсомольское факельное шествие – все организации с самостоятельно изготовленными пылающими факелами в вечернее время прошли по улице Советской, затем по Революции и почтили память павших в Великой Отечественной войне у обелиска в парке Победы, - продолжает вспоминать Ирина Егоровна. - Помню Всероссийскую пионерскую плавку металла в 1984 году, в которой приняли участие школьники нашего района. Это было в мае месяце, и тогда, несмотря на то что шла посевная, колхозы и совхозы района выделили по грузовой машине для отправки собранного пионерами металлолома в Ачинск. На борту каждой из десяти машин был транспарант с надписью «Даёшь металл Родине!», а во главе колонны шёл автобус с лучшими сборщиками металлолома (по 1-2 ученика от каждой школы). У здания райкома (ныне администрация района) состоялся небольшой митинг, на котором выступил И.Е. Сорочинский (он тогда курировал сбор вторчермета в исполкоме), а затем колонна выехала в город. С ними я тогда ездила. Ребята побывали на глинозёмном комбинате, увидели своими глазами, как плавят металл, а затем отправились в парк культуры и отдыха – на аттракционы.

…Спуста два с половиной года Ирина Медведева вышла замуж за Василия Семёнова и уехала с мужем в Новосибирск, где он учился в совпартшколе. Работала в школе, согласно диплому, преподавала физику, затем ушла в декретный отпуск. Через два года семья Семёновых вернулась обратно в Большой Улуй, уже с сыном Серёжей. С периодичностью примерно в три годя родились дочь Наташа и сын Ванечка.

Не стоять на месте

В 1992 году Е.И. Королёва, директор Большеулуйской школы, пригласила Ирину Егоровну на работу, предложив место организатора по воспитательной работе, и, конечно учебные часы. Тогда как раз внедрялись новые предметы – экология, экономика, и Ирина Семёнова, отучившись положенное время на курсах повышения квалификации, приступила к преподаванию. Предмет экономики увлёк её, а она, в свою очередь, увлекла ребят, и в результате, они несколько лет подряд участвовали в краевом слёте школьных экономических компаний. Ребята под руководством Ирины Егоровны разработали устав компании, выбрали президента – им стал Пётр Печёнкин. Разработали проект и прошли его от бизнес-плана до реализации готовой продукция. С последним вопросам ребятам помогли учителя технологии – Ольга Зубкова и Светлана Трикман. А в 1998 году их команда стала победителем на краевом уровне и была отправлена на Всероссийский этап, в Москву.

- В нашу команду, помимо президента компании Петра Печёнкина, вошли Сергей Матюшкин, Иван Демьянов, Саша Герасимова, Саша Гейнц, Лена Толдонова, - с видимым удовольствием вспоминает Ирина Егоровна. – На эту поездку из районного бюджета нам выделил средства глава района Т.Д. Занько. Жили в общежитии, по соседству с иностранцами – немцами, французами… Были на экскурсии в американском посольстве. А на самом слёте в качестве продукции школьной экономической компании представляли товар, изготовленный на уроках труда. Это как раз с ним помогали учителя технологии. Тогда ещё трудно было с компьютерами, цветных принтеров в райцентре не было, для товара нужны были качественные этикетки, и Т.В. Белякова, мама нашего президента, перед поездкой специально ездила в Ачинск, чтобы их распечатать. Из Москвы мы привезли диплом 1 степени. Очень горжусь этим.

С 2003 по 2010 год Ирина Егоровна руководила Домом детского творчества. Это было прекрасное время! В те годы было достаточно щедрое финансирование, и творческие процессы в учреждении шли во всех направлениях! Детская телестудия, основы программирования, кружок игры на гитаре, хореография, батик, Школа семи гномов, флористика, экология, музейная комната… А какой был Театр мод! И ещё многое, многое другое! Дети шли в ДДТ с удовольствием, ведь здесь можно было найти хобби на любой вкус – от рукоделия до научно-исследовательской деятельности! Здесь трудился слаженный, профессиональный педагогический коллектив.

- Огромная поддержка была от главы района Сергея Александровича Любкина, — рассказывает Ирина Егоровна. – выделялись деньги на мебель, аппаратуру, музыкальные инструменты. И ребята не подводили. Например, ученики Берёзовской школы Екатерина Сушкевич с младшим братом Иваном под руководством учителя физики Е.И. Павлова создали проект автоматической теплицы и победили в краевом конкурсе. Их направили в Москву. И за своё изобретение Екатерина получила президентскую премию для поддержки талантливой молодёжи 30 тыс руб и вместе с братом была награждена путёвкой во Всероссийский детский центр «Океан». 

В то же примерно время Ирина Егоровна получила предложение съездить с ребятами на так называемые раскопки – все вы знаете, что до сих пор в европейской части России продолжают поднимать из земли останки погибших в Великую Отечественную для последующего захоронения. И вот в этом-то патриотическом проекте приняли участие и наши ребята во главе с Ириной Егоровной.

- Я не ожидала даже, что дети отнесутся к этому так серьёзно. Работа была очень тяжёлая, грязная. Жили в палатках, пищу готовили на костре, - вспоминает она. – Запах в шурфах стоял ужасный. Но никто из ребят не отказался и не бросил начатое дело. Мы тогда нашли семь солдатских медальонов, правда, прочесть смогли только один. И какая же была радость, когда на захоронение приехали родные этого солдата!            

«Я довольна своим настоящим»

Но… Ничто не вечно под луной. Всё меняется, Дом Детского Творчества давно прекратил своё существование. Ирина Егоровна уже больше десяти лет трудится методистом в районном отделе образования, преподает экономику в Большеулуйской средней школе, занимается с учащимися научно-исследовательской деятельностью. И постоянно учится, ведь школьные программы чуть ли не ежегодно меняются согласно требованиям времени. Её труд и творческая неугомонность по-прежнему востребованы. Она любит свой труд, любит детей и умеет найти с ними общий язык и взаимопонимание. В её портфолио хранится множество грамот, дипломов и сертификатов разных уровней, и они постоянно добавляются.

Особая гордость Ирины Егоровны – её собственные дети.

- Заниматься ими мне было некогда, - сетует она. – А ведь все стали успешными.

Сергей, старший – кандидат физико-математических наук, старший научный сотрудник, работает в лаборатории сильных магнитных полей в институте физики им. Киренского и преподаёт физику студентам СФУ. Наталья по образованию – дизайнер архитектурной среды, живет в Санкт-Петербурге и трудится в одной из самых крупных строительных компаний. Иван окончил магистратуру по специальности «экономика и природопользование» и работает в Ачинском филиале «Центр лабораторного анализа и технических измерений». По стопам бабушки шагают и внуки (их пока двое – Илья учится в девятом классе, Алексей – в первом). Посещают различные объединения, развивают свои способности. И это логично.  Не зря же говорят – воспитывайте детей, а не себя, ведь они будут похожи на вас!

Александра Митник, фото автора и из личного архива И.Е. Семёновой

ВРЕЗКА: «Основное качество настоящего педагога – постоянное развитие, обучение новому, только тогда ты будешь интересен своим ученикам»



Вход на сайт
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Сделать бесплатный сайт с uCoz